Садовая скульптура относится к сегменту малых архитектурных форм. В большей степени она выполняет функции декоративного оформления сада, реже - практического назначения. Основная цель использования садовой скульптуры – достижение эстетического эффекта, придание индивидуального стиля приусадебному пространству. Являясь идейной основой, центром любой ландшафтной композиции, она с древних времен играет незаменимую роль в стилистике сада.
Зачастую скульптурные изображения представляют собой художественную ценность, являются сложной авторской работой. Они могут стать идейной основой для сада, а растения и декоративные композиции – всего лишь дополнительным оформлением. Примером тому могут служить авангардные сады и сады-артефакты, создаваемые новым поколением дизайнеров, где искусственные элементы часто играют большую роль, чем растения.
Изготовление садовой скульптуры.
Компаний, которые качественно занимаются изготовлением авторской скульптуры по индивидуальному заказу, у нас не так много. К процессу привлекаются профессиональные художники и скульпторы, не важно из какого материала будет выполнено изделие. Поэтому такое удовольствие - не из дешевых. Если воплощение вашего ландшафтного решения возможно только посредством авторской работы, можем порекомендовать ниже представленные компании:
Авторская скульптура
Наибольшим спросом у местных дачников и владельцев приусадебной недвижимости пользуются готовые садовые фигуры, выполненные из полистоуна, гипса или полимербетона, которые продаются во всех садовых центрах, в самом широком ассортименте представлены в специализированных интернет-магазинах.
История садовой скульптуры.
Традиция украшать сады скульптурой пришла к нам с древних времен. Первые произведения искусства возле храмов и дворцов появились во времена фараонов в Египте, затем индийских и китайских пагодах, античной Греции, древнем Риме. В Египетском храмовом искусстве дворы соответствовали современным садам. Ряды сфинксов и обелисков дополнялись священными прудами, контурами зелени. Позднее египетские сфинксы нашли своеобразное применение в древнем Риме в качестве садовой скульптуры, а в конце ХVIII века в связи с походом Наполеона в Египет, мода на них широко распространилась в Европейской архитектуре.
Античная древность подарила истории колоссальные статуи: Колосс Родосский, Аполлон (Дельфы), Афина-Промахос (Афины), Колосс Нерона (Колизей). Эти произведения разрушены, о них мы знаем по письменным источникам, более поздним копиям. Это величественные изваяния богов, изображенных в классическом или свободном духе эллинской эпохи, отражающие национальное величие и независимость.
Эпоха барокко сделала садовую скульптуру необходимым дополнением сада, применила древнеегипетские обелиски в качестве декоративных элементов для городских площадей, крыш домов. Статуи с капризными формами человеческого тела прятались в роскошной зелени, украшали фонтаны, фасады, аллеи.
Традиции украшать сады и парки произведениями искусства живы и в наше время. Мода и тенденции в этом направлении соответствуют духу времени. Из материалов к натуральному камню и дереву добавились металл, бетон, пластик, стекло. Приусадебное пространство активно осваивает малая скульптура: гномики, херувимы, вазы, кувшины, зверушки и тому подобное. Малую скульптуру сложно отнести к какому-нибудь конкретному ландшафтному стилю. Популярность ее объясняется удачным сочетанием с зелеными композициями из низкорослых хвойных и вересковых растений, столь распространенных в таком современном направлении как ландшафтный дизайн.
Разнообразие и формы.
На самом деле разнообразие вариантов изготовления и форм садовой скульптуры настолько велико, что не поддается какой-либо классификации. Сегментировать можно по материалам, которые применяются с данной целью, пожалуй и все. Индивидуальные проекты требуют участия профессиональных художников и скульпторов, почти всегда имеют высокую стоимость изготовления. Существуют варианты, когда изделие получают с использованием готовых форм и штампов. Чаще всего это малые формы из бетона или пластика. Они стоят намного дешевле, но не отличаются уникальностью. Индивидуального стиля в данном случае нужно добиваться с помощью подбора элементов, их соотношения, уникальности составленных из них ландшафтных композиций.
Неудивительно, что растеряться при таком многообразии выбора малых архитектурных форм несложно. Всегда в такой ситуации полезна будет помощь профессионала. Если же вы решили справиться своими силами, полагаясь на собственный вкус, мы можем предложить несколько профессиональных советов:
- Общее правило: скульптура по замыслу должна концептуально отражать идею, придавать ей уникальность, завершенный вид;
- Подсвечивают ее только снизу;
- Скульптура из дерева подойдет больше всего для естественного, натурального сада. Это может быть пейзажный стиль или кантри. Дерево всегда хорошо смотрится рядом с хвойными растениями;
- Для сада в стиле кантри забавно будут смотреться фигурки из тематики деревенской жизни;
- С помощью малой скульптуры можно изображать целые тематические картинки из жизни изображенных персонажей;
- Скульптура в античном стиле и стиле рококо применяется преимущественно для регулярных садов. Статуи расставляются в строгом порядке с соблюдением законов симметрии. Их трудно представить среди пейзажных композиций, среди ветвей колючих хвойников.
- Если вы любитель необычных, абстрактных форм и решений, используйте стилистику авангардного сада;
- Элементы их стекла и хромированного металла неплохо смотрятся в саду с современным решением стиля;
- Классические формы уместны в романтическом саду и при оформлении парадной зоны;
- Натуральный камень – универсальный материал. Он применим всегда и везде. Нужно лишь учитывать общие правила применения садовой скульптуры и фактуру материала. Изделиям из камня не страшны любые погодные условия, они очень долговечны;
- Размещая несколько отдельно стоящих скульптур в пейзажном саду постарайтесь сделать так, чтобы при взгляде на одну из них остальных не было видно. Немного припрятанная в зелени, такая форма выглядит более загадочной.
- Небольшие изделия чаще лучше смотрятся на подставке или постаменте.