Ландшафтный стиль - это совокупность дизайнерских приемов, правил и средств, которые выражают единый художественный замысел, содержащий грамотное соотношение как дизайнерских решений по планировке, благоустройству и озеленению участка, так и архитектурного стиля имеющихся там построек и малых форм. Условно можно обозначить два основных стиля в садово-парковом искусстве:
пейзажный (естественный) | регулярный (искусственный) |
Регулярный стиль - стиль дворцов, парадности, торжественности и роскоши. Расцвета своего достиг во времена Людовика ХIV и повлиял на культуру садоводства всей Европы. Характерные особенности регулярного стиля - строгая симметрия, периодичность и упорядоченность в цветовой гамме, правильные геометрические формы, прямые линии. На первый план здесь выставляется «искусственность», которая полностью заменяет природную «естественность»: ровные аллеи, стриженые деревья и кусты, фонтаны четких форм, «зеленые» лабиринты, комнаты и коридоры, выполненные из живых изгородей.
Основной акцент в регулярном стиле делается на форме, поэтому большого разнообразия посадочного материала здесь не требуется. Он должен хорошо стричься и иметь красивый вид. Чтобы подчеркнуть роскошь, можно использовать экзотические растения и античные скульптурные украшения. Неотъемлемая часть ландшафта - идеально ровные газоны. Чаще всего регулярный стиль используется для оформления въездных и парадных зон.
Регулярный сад требует регулярного ухода, без которого быстро теряет свою парадность и изысканность.
История, меняющая моду в ландшафтном дизайне на протяжении многих столетий, отложила в регулярном стиле несколько направлений: французское, английское, итальянское, модерн.
Можно перечислить несколько основных принципов устройства регулярного сада.
1. В основу ландшафтного проекта необходимо заложить геометрический план. Линия между центральной точкой фасада дома и парадным въездом как правило является основной осью симметрии сада.
2. Жилой дом - это центральная точка сада, которая окружается партерными ландшафтными модулями. Высокие растения и деревья рядом с домом не высаживаются. Партер имеет строго геометрическую форму и образует с домом единый комплекс.
3. Все зеленые насаждения имеют строгую форму. Кустарники и деревья стригутся. Применяется топиарная стрижка.
4. Для эффекта красочности в партер добавляются цветы, разноцветный гравий или другой инертный материал.
5. Водоемы устраиваются чуть дальше от дома. Имеют строгую геометрическую форму. Зеркало воды должно отражать и удваивать высоту растений.
6. В регулярном саду умело используются правила перспективы, которые зрительно расширяют пространство.
7. Добавляются скульптуры и композиции, как правило, на тему мифологий.
8. Наличие точки обзора, позволяющей окинуть взором весь сад.
Итальянский сад
Эпоха Возрождения XVI - XVII век. Можно сказать, что регулярный парк зародился именно в Италии. Итальянские сады замкнуты и строятся на внутренних композициях. В целом планировка итальянского сада формировалась следующим образом:
- Дом - это планировочная доминанта сада. Он размещался на террасированном склоне в различных частях (на вершине, в средней части , либо у подножия). Главная ось симметрии проходила поперек террас. Поперечные оси направлены перпендикулярно, вдоль террас. Композиционные узлы - дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещаются по этим осям на их пересечении или завершении;
- основная часть сада занята насаждениями в боскетах, которые давали тень, а также обрамляли внутренние перспективы и узлы;
- партерные модули размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад. Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стриженого буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраивались беседки, трельяжи, перголы;
- плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и завершались балюстрадой;
- типичный элемент - так называемый "секретный сад» - изолированный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха;
- каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада;
В качестве примера можно назвать такие известные итальянские сады, как Вилла Д'Эсте (Villa d'Este), которая находится в 80 км от Рима в г. Тиволи (владельцем был кардинал д'Эсте, построена в 40-х годах XVI в), Вилла Фарнезе, также известная как Вилла Капрарола (Villa Farnese), построенная для кардинала в 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, архитектором Бароцци да Виньола в 1547-1550 годах. Фарнезе. А также знаменитую виллу Гамберайя (Villa Gamberaia).
Со склона холма Сеттиньяно открываются невероятной красоты виды на Флоренцию и долину реки Арно. Здесь в начале семнадцатого века знатный флорентиец Заноби Лапи построил загородную виллу. Она включает в себя все типичные черты старого итальянского сада: регулярный партер, фонтаны, секретный и цитрусовые сады, лес, зеленое пространство лужайки и нимфеум. Террасы, прорезая сад, создают особую изолированность его участков. Но все они располагаются вдоль двух продольных осей и это придает цельность композиции и углубляет перспективы. Небольшой сад не создает ощущения перегруженности. На виллу от ворот прямо к дому ведет обсаженная кипарисами дорога, одна из осей сада, но отнюдь не к его главному входу. Это одна из первых загадок Гамберайя. Если, подойдя к вилле, повернешь направо, то выйдешь на открытое пространство перед ней, с которого открывается захватывающий вид на Флоренцию. Вниз уходит по склону холма оливковая роща. Для Тосканы нет ничего типичнее этих невысоких деревьев, растущих на зеленой траве ее мягких склонов. С эпохи римлян растут они у вилл на этих холмах.
Французский сад
Эпоха барокко XVII - XVIII век. На композицию Французского сада большое влияние оказали Итальянские сады, которые создавались в эпоху Ренессанса. Замки и сады Неаполя оказали огромное впечатление на короля Карла VIII, который после похода в Неаполь в 1495 году привез с собой во Францию ремесленников из Италии. Расцвет регулярный парк во Франции получил во времена Людовика XIV. Тогда появился первый дворцово-замковый комплекс во дворце Во-ле-Виконт. Примером классического французского регулярного стиля также являются сады Версаля, созданные в период между 1662 и 1700 годами.
Английский сад
Толчком к развитию садово-паркового искусства в Англии послужила победа Англии в борьбе с Францией за торговую и колониальную гегемонию в XVIII веке.
Наибольшей изощренности регулярный сад достиг в Англии в XIX веке. Именно здесь появилась и стала практиковаться изощренная топиарная стрижка растений в виде сложных и экзотических форм. Регулярные сады стали неотъемлемой и важной частью дворцово-парковых ансамблей.
Однако, характерной чертой английского садово-паркового искусства все таки стал не регулярный парк, который подчеркивал полную власть человека над природой, а пейзажный. В этом направлении английские мастера, начиная в XVIII века ушли далеко вперед, подчеркивая ценность того, что неоличимо от естественной природы. Английский пейзажный парк - это идеализированные картины природной гармонии. Это преклонение перед красотой пейзажей. Благодаря этому направлению в Британии были приведены в порядок тысячи гектар угодий, результатом чего стали захватывающие перспективы, искусственные каналы, замаскированные под заросшие тростником речушки, непредсказуемые сюрпризы за неожиджанным поворотом дорожки.