Сто идей на сотку!

Приемы ландшафтного искусства

Для того чтобы ваш участок не превратился в набор неудачно связанных между собой ландшафтных частей, а смотрелся гармонично, необходимо следовать определенным правилам ландшафтного дизайна и архитектуры. Если говорить проще, представьте себе картину с красивым пейзажем. Из чего он состоит? В первую очередь - рельеф (равнина, возвышенность, гора и др.). В этот рельеф может вписываться вода (река, озеро, ручей и др.). Обязательно наличие растений, которые должны соответствовать изображенной местности. И дополняют картину еще 2 важных фактора: свет (день, ночь, закат и др.) и климатические и географические особенности (осень, туман, луг, лес, роща и др.). Ваш участок, как и эта картина - фрагмент ландшафта, который может включать те же компоненты, с единственным отличием, что выполнены они будут руками человека по природным законам и правилам. И эти правила существуют как в пейзажном (естественном) стиле, так и в регулярном стиле (искусственном).

к1 к2 к3

к4 к5 к1а

Композиция

Композиция - это гармоничное единство расположения различных предметов. Т.е. растения, сооружения, малые формы в саду должны быть размещены так, чтобы это было приятно глазу. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:

1. Крона дерева, форма куста, форма цветника, водоема, дорожки - все они имеют определенное геометрическое строение. Цветники и водоемы имеют плоскостную геометрическую форму (квадрат, овал). Кроны деревьев и формы кустов - объемную (шар, конус). Дорожки и ограждения - линейную (прямая, кривая). И все эти формы - объемные, плоскостные и линейные - должны иметь между собой соотношение по геометрическому строению.

ф1а ф2 ф1

ф4 ф3 ф5

2. При составлении композиций дизайнеры часто располагают рядом формы различных размеров (высокий - низкий, большой - маленький).  Это присутствует, например,  в декоративных группах из растений (дерево - кустарник, кустарники - цветы). А также при использовании форм различной величины при благоустройстве (например, композиция из площадок различной величины). Этот дизайнерский прием называется «соотношение форм по величине».

3. Фактура - это характер поверхности предметов. Поверхность дорожек, лестниц, ограждений зависит от материалов мощения и облицовки. Под фактурой газонов, цветников, кустарников, деревьев понимают как тип растительности, так и строение силуэта и кроны растения. Относительно деревьев тип фактуры различают как «грубую» (дуб), «среднюю» (вяз, липа) и «тонкую» (ива, береза). И еще одно правило построения композиций - соотношение форм по фактуре.

ц43 ц44 т1

4. Одним из самых важных компонентов выразительности любой композиции является цвет. Поэтому важно учитывать соотношение форм по цвету, а также и то, что в разное время года разные растения года могут иметь разный окрас листа, цветов и плодов, а вечнозеленые деревья и газоны варьируют оттенками зеленого.

ц32 ц6 ц2

5. В пространстве сада формы должны иметь соотношение по положению в пространстве. Предметы, размещаясь относительно друг друга, для наблюдателя с определенной точки образуют либо фронтальный, либо объемный, либо глубинно-пространственный вид. Если композиция имеет фронтальный вид, она развернута в ширину, и другие измерения для нее не имеют значения. Все три измерения учитываются при объемной композиции. А в глубинно-пространственной композиции формы образуют глубокие линейные и воздушные перспективы (как в живописи).

Перспектива

Перспектива - зрительное восприятие объектов по мере их удаления от наблюдателя. 

Как построить перспективу на плоскости картины придумали мастера живописи еще в эпоху Возрождения, а Леонардо да Винчи разработал точные математические законы её построения. 

Перспектива бывает линейная, воздушная, цветовая. Линейная перспектива отражает, как изменяются формы предметов по мере их удаления: параллельные линии сходятся на горизонте, вертикальные линии уменьшаются по величине, соотношение величины предметов зависит от расстояния до наблюдателя (цветы на переднем плане могут казаться больше, чем деревья вдали). Воздушная перспектива отражает изменение четкости предметов по мере их удаления. Цветовая перспектива отражает пространственное изменение цвета предметов.

перспектива перспектива3 песп2

Эти приемы можно использовать в ландшафтном искусстве для эффекта расширения пространства или иллюзии углубления, когда размеры сада ограничены. Для этого дизайнер выбирает основную видовую точку (предмет, форму, композицию и др.). Затем он определяет промежуточное поле, которое заполняет компонентами таким образом, чтобы все объекты функционально были связаны. Такая система «промежуточных» планов из растений называется «кулисами». Чтобы увеличить глубину ландшафта, группы декоративных растений размещают таким образом, чтобы их размеры уменьшались по мере удаления от глаза наблюдателя, а горизонтальные линии зрительно сходились к горизонту.  Если пространство велико, и стоит образная задача - оптически его сократить - «кулисы» и горизонтали наоборот, раздвигают в стороны, расширяя при этом обзор.     Серьезным препятствием для создания перспективы часто является ограждение участка, особенно если это глухой забор. В этом случае его маскируют, применяя приемы вертикального озеленения. Эффекты воздушной перспективы достигаются с помощью цвета.

Светотень

Вспомните, какое удовольствие доставляет смотреть на природные пейзажи в восходящих или заходящих лучах солнца? Освещенная солнечными лучами поверхность растений и предметов меняет их цвет, форму, размер, образуя причудливые иллюзии и узоры от сплетения бликов и светотеней. Ландшафтный дизайнер может использовать особенности освещенности участка, чтобы с помощью светотеневых эффектов подчеркнуть объемность и выразительность декоративных растительных групп.

светотень светотень2 светотень3

Цвет

Колористика учит гармонично сочетать цвета, отражать их глубину тона, подчеркивать нюансы оттенков  и насыщенность в комбинации друг с другом.  Цвет в ландшафтном искусстве придает ландшафтному проекту уникальность, а саду неповторимость. Существует множество теорий о том, как цвет воспринимается человеком, и очевидно, что эмоциональная составляющая этого восприятия достаточно сильна. В ландшафтном дизайне используется множество приемов, построенных на контрасте цвета и цветовых сочетаний, однако все они также должны подчиняться определенным правилам для того, чтобы композиция была сбалансированной и уравновешенной.

ц5 комп цвет1jpg ц1

В композиции часто используются так называемые «фокальные точки» - цветовые акценты, которые помогают определенному элементу стать заметным, и при желании центральным. Однако нужно учитывать, что таких точек не должно быть много. С помощью цвета можно изобразить модульность (повторяемость) композиции, если использовать его периодично с определенными интервалами. Сочетать цвета также нужно по правилам и помнить, что многие из них человеческим глазом воспринимаются по разному на разном фоне. Например, оранжевый цвет на красном фоне часто воспринимается как желтый, желтый цвет зеленеет, а зеленый голубеет.